Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Курская область, г. Курск
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Ваш ребенок через несколько месяцев пойдет в школу. Наверняка, Вы задаете себе вопрос: готов ли он к школьному обучению?
    Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Главные умения будущего первоклассника

    • Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку.
    • Второй показатель – умение ребенка элементарно спланировать свою работу (например, сложить мозаику по рисунку).
    • Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.
    • Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Уважаемые родители, для определения уровня готовности ребенка к обучению к школе предлагаем ответить на следующие вопросы. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в первый класс?
    2. Знает ли он свои фамилию, имя, возраст, имена родителей и родственников?
    3. Может ли Ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
    4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
    5. Умеет ли Ваш малыш разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
    6. Знает ли Ваш ребенок буквы и счет до 10?
    7. Может ли Ваш ребенок нарисовать прямую и волнистую линии?
    8. Любит ли он рисовать, раскрашивать картинки?
    9. Может ли Ваш ребенок собрать целый рисунок из 4 элементов разрезанной на части картинки?
    10. Знает ли он основные цвета, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)?
    11. Умеет ли Ваш малыш управляться ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    12. Знает ли он названия диких и домашних животных?
    13. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
    14. Может ли Ваш малыш определить схожие и несхожие формы (например, найти картинку, не похожую на остальные)? 

    Если Вы ответили утвердительно на 12 и более вопросов, значит, Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению.
    Если Ваш малыш может справляться с содержанием 8-11 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
    В том случае, если количество утвердительных ответов менее 7, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. 
     

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья и зрелостью организма, его функциональных систем, так как школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
    Психологическая готовность к школе (школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками, непосредственно образовательной деятельности. 
    Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

    • Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
    • Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
    • Интеллектуальная готовность связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
    • Эмоционально-волевая готовность включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. 

    О психологической  готовности к обучению в школе свидетельствуют:

    1. учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важ-ность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    2. умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    3. развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
    • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребе¬нок уверенно владеет карандашом, ножницами).
    • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять право-лево, верх-низ).
    • координация в системе глаз-рука (ребенок может правиль¬но перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру (например, из книг).
    • развитие логического мышления (способность находить сход¬ство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
    • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
    • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом:  слово-картинка либо слово-ситуация). 

    Задание для взрослых.

    Внимательно и терпеливо понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель – наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

    1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    2.  Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
    6. Часто ли он участвует в драках?
    7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    10.  Спокойный ли у него сон?
    11.  Есть ли у Вашего ребенка друзья?
    12. Принимают ли его в игру знакомые дети?

    Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). 

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie